История успеха Аркадия Воложа — создателя Яндекса

Аркадий Волож, ген.директор Яндекса Аркадий Волож, ген.директор Яндекса, родился 11 февраля 1964 г. в геологической экспедиции в городе Гурьев в Казахстане. Его отец по профессии нефтяник, а мать — преподаватель консерватории.

С детства Волож обладал математическими способностями. В 1981 закончил физико-математическую школу, где сидел за одной партой вместе с сооснователем Яндекса Ильей Сегаловичем.

В 1986 он с красным дипломом окончил Институт нефти и газа по специальности «прикладная математика», затем учился в аспирантуре Института проблем управления. С 1988 Аркадий Волож в том же институте изучал обработку больших массивов данных.

С началом перестройки, когда было открыто кооперативное движение, начальник отдела института взял его в соучредители кооператива импортировавшего персональные компьютеры из Австрии по бартеру на семечки.
В это время Волож берет уроки английского у американского студента-стажера Роберта Стабблбайна, с которым в 1989 они открыли совместное предприятие CompTek, занимавшееся поставками компьютерной техники. 

Продолжая работу в институте, Волож трудиться над программой по поиску информации в больших  текстовых массивахх. Тогда Волож и Аркадий Борковский, для Института патентной информации разработали поисковый классификатор изобретений.

В итоге Борковский и Волож, создали компанию «Аркадия». Туда же вошли несколько программистов, среди которых был  друг Воложа Илья Сегалович. В результате был создан «Международный Классификатор Изобретений», который успешно продавался в течении трех лет.

Компания CompTek развивалась, занимаясь поставками ПК и прокладкой сетей. В 1993 небольшой штат «Аркадии» в виде отдела программирования влился в CompTek, продолжая совершенствование поисковика.

В 1993 было придумано название Яндекс — от «yet another indexer» — «еще один индексатор» — Yandex — Языковой иНДЕКС. Так появился Яndex.

В 1996 поисковик стали продавать самостоятельно, не привязываясь к конкретным текстам. Эта идея оказалась перспективной, т.к. в ней нуждались и Интернет динамично развивался. Волож сам звонил потенциальным рекламодателям, чтобы оценить перспективы заработка. 

Рамблеру и Инфоарту предлагали купить поисковик за $15.000. Но те отказались. В результате в Яндексе было решено запустить поиск самостоятельно.

С ноября 1996 года стало возможным осуществлять поиск русскоязычного текста с помощью известного поисковика AltaVista. При этом использовались скрипты русскоязычных запросов от Яндекса. Стало очевидно, что для создания собственной поисковой машины нужно только проиндексировать русскоязычные страницы собственным роботом. Первый бот обнаружил 5 тысяч страниц объемом 4 ГБ.

С 1997 года сервис завоевал популярность у пользователей, а число запросов стремительно возросло. Разработчики научили поисковую машину русскому языку. 

За 1998 объем проиндексированных текстов вырос вдвое.

Волож тем временем принимал участие в процессе легализации частот для беспроводных сетей и IP-телефонии.

В 1999 году рунет вырос примерно в 10 раз, а Яндекс по популярности продвинулся на четвертое место.

В декабре 1999 года Яндекс и netBridge (Юрий Мильнер — директор mail.ru) запустили интернет-аукцион Молоток.Ру. За ним — общий проект Narod.Ru. Позднее Молоток перешел в netBridge, а Narod — в Яндекс.

Вместе с ростом Рунета росли обороты «Яндекса». В 2000 доход составил 70 тыс.долларов, а в 2008-м — 300 млн.долларов, 85% из которых доход от контекстной рекламы.

Весной 2000 было продано 35,72% акций Яндекса за 5 миллионов долларов инвестиционному фонду ru-Net holdings. Яндекс отделился от CompTek. К нему перешли права на поисковую систему Яndex, торговую марку, сайт www.yandex.ru, на технологию, используемую в этой поисковой системе. При этом Аркадий Волож стал директором Яндекса.

В 2001 были созданы новые сервисы: энциклопедию, лингвоперевод и систему рекламы. Каждый год вместе с ростом рынка число пользователей Яндекса удваивалось. Yandex обогнал Rambler по количеству обращений, став лидером рунета и войдя в семерку мировых лидеров поиска.

Аркадий Волож, ген.директор ЯндексаПоявился сервис поиска картинок и была запущена электронная платежная система Яндекс.Деньги.

В 2003 выплачены первые в истории российских интернет-компаний дивиденды в размере 100 000 долларов. Две трети доходов были получены за счет контекстной рекламы. В 2004 прибыль от рекламы утроилась.

На российском рынке поисковиков появлялись международные компании. Потребовалось кардинально перестраивать всю компанию, расширять штат с 200 до 2 000 сотрудников, запускать новые проекты, развивать имеющиеся. Появились Яндекс.Карты, связанные с другими сервисами и ставшие ключевым направлением развития.

В 2005 открыт филиал в Украине, в 2007 — портал yandex.ua, а в 2008 — подразделение Yandex Labs в Калифорнии.

В 2009 золотую акцию стоимостью всего €1 Яндекс продал Сбербанку, чтобы компания не попала под контроль иностранцев.

С 1999-го по 2009 годдоход «Яндекса» вырос в 4000 раз, до $278 млн.

В 2009 президент России Аркадия Воложа включил в резерв управленческих кадров РФ.

В 2010 Яндекс выходит на международный рынок с поиском через yandex.com. Там же реализован поиск картинок и видеороликов. Сервис Яндекс.Карты приобрел собственную картографическую компанию «ГИС Технологии».

В 2011 появляется геореклама, предлагающая выделение компаний на картах и отображение их в поисковых выдачах. Стартовала Яндекс.Фабрика — инвестиционная программа для стартапов. 

В 2011 на бирже высоких технологий NASDAQ Яндексом было сделано первичное размещение акций — они были размещены на 14% выше прогноза, и в первый день торгов выросли дополнительно на 42%. Продажа акций принесла Яндексу еще 1,3 миллиарда долларов и Яндекс занял второе место в списке интернет-компаний после Google (в 2004 году продано акций на 1,67 миллиарда долларов).

На сегодняшний день состояние Воложа оценивается в 900 миллионов долларов. Он планирует перевод поиска на казахский, украинский и белорусский языки.

5 млрд. веб-страниц насчитывает поисковая база «Яндекса». Поисковая база каждый день дает 7 миллионов ответов на запросы пользователей (в пиковые часы выдается до 120-130 ответов в секунду). Самый успешный проект Яндекс.Маркет приносит 20-25% доходов. Реклама вообще приносит 95% всех средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =

*